IP-телефония, также именуемая VoIP – это технология для передачи различных данных, особенно голосовых, с использованием IP-протокола в качестве основной системы передачи. IP-протокол – протокол, описывающий определенные правила и последовательности трафика данных и их адресации во Всемирной Паутине. IP-протокол может использоваться как в глобальных сетях Интернета, так и во внутренних, где он носит название Intranet. Основа сети в этом случае – шлюзы (Gateways), которые напрямую подключаются к телефонным сетям или самим телефонам. Шлюзы, которые служат узлами, объединены между собой при помощи цифровых каналов связи в своеобразную паутину. Телефоны, которые могут задействовать IP-телефонию, подключаются к локальной сети при помощи интерфейса Интернет или к серверу оператора, который имеет выход во Всемирную Паутину. 

IP-телефония имеет множество плюсов, первый среди которых – ее небольшая цена. Она эффективно использует один из самых требовательных в отношении ресурсов и самых необходимых видов коммуникации – каналы связи. Уплотнение информации, которое в IP-телефонии не влияет на качество передачи, понизило стоимость разговора в несколько раз по сравнению с обычной связью, особенно междугородней или международной.

Кроме того, IP-телефония обладает возможностью создания защищенных и высоконадежных каналов, что тоже является немаловажным преимуществом. К тому же, это все при отличном соотношении стоимости и качества, что является крайне важным для пользователя. Конечно, никакая защита не идеальна, но для бытового уровня использования этого более чем достаточно. Для высоких уровней защиты можно задействовать передачу данных через внутренние сети с высоким уровнем анонимности, например, TOR или I2P. Однако подобные подключения, скорее всего, придется налаживать самостоятельно.

И, наконец, эта система проста в использовании и установке. Она обеспечивает современную, качественную, недорогую связь, удовлетворяющую желания пользователя и имеющую множество дополнительных услуг. IP-телефония уникальна тем, что позволяет производить интеграцию самых различных подсистем, не только телефонную связь, но и видеонконференц-связь. Также возможна передача текстовых и прочих видов информации при условии, что устройства способны отправить и вывести эти данные.

Основной принцип действия


IP-телефония основывается на связи с телефонными линиями общего пользования (ТФОП) и одновременно с сервером, имеющим выход в Интернет, что дает возможность соединения с, теоретически, любым компьютером в мире. Это и есть ее главный уникальный принцип действия. Работает это следующим образом: сервер принимает обычный телефонный сигнал, оцифровывает его и таким образом значительно сжимает, а затем разбивает на необходимое количество IP-пакетов и при помощи протокола TCP/IP пересылает через Интернет по указанному адресу. Как только IP-пакеты приходят на сервер назначения, с ними проделываются обратные преобразования. Весь процесс происходит очень быстро, а его этапы – практически одновременно, что обеспечивает связь, называемую полнодуплексной. Итак, IP-телефония состоит из узлов и Интернет-каналов, которые их соединяют. Это позволяет конструировать различные схемы подключения, предполагающие разные варианты использования и услуги. 

Типы IP-телефонии


Один из простейших и первых способов создания IP-телефонии – установление контакта вида компьютер-компьютер. Чтобы это реализовать, нужна комплектация, в наше время являющаяся практически стандартной: каждый компьютер должен обладать звуковой картой и подключенными к ней микрофоном, а также динамиками или наушниками.

Следующий способ соединения двух устройств – компьютер-телефон. Для его осуществления одному абоненту требуется компьютер с уже описанной выше комплектацией, а второму – лишь обычный телефон. Этот способ проще первого с технической точки зрения. 

И, наконец, третий вид IP-телефонии – телефон-телефон. В этом способе не требуется никакого дополнительного или специфического оборудования, помимо самих телефонов, однако качество такой связи не будет выше качества обычной связи. Причина этого в том, что компания, обеспечивающая такую связь, вынуждена использовать специальные, выделенные именно для этого каналы.

Схемы подключения


Одной из самых популярных схем – схема "Телефон-шлюз-Интернет-шлюз-телефон". Она особенно хороша, если абонентов разделяет значительное расстояние, а количество голосовой информации весьма велико. Другая, тоже весьма популярная схема – "Телефон-шлюз-Интернет-шлюз-АТС-телефон". Третий же способ подключения IP-телефонии – "Телефон-АТС-шлюз-Интернет-шлюз-АТС-телефон". Последний вид подключения часто используется в качестве виртуальной сети офисных АТС и позволяет пересылать звонки внутри одной компании от одного офисного АТС к другому, даже если они сильно удалены друг от друга.